Ваше сообщение отправлено

Поиск

Андрей Шутов на пресс-конференции в Москве поделился опытом развития молочных предприятий

07.11.2013
7 ноября в Москве прошла пресс-конференция для федеральных СМИ на тему: «Почему с прилавков исчезает отечественное молоко? Молочное животноводство России: проблемы, перспективы, региональный опыт». В пресс-конференции участвовали заместитель Министра сельского хозяйства РФ Илья Шестаков, председатель правления Национального союза производителей молока, председатель Общественного совета при Минсельхозе Андрей Даниленко, Президент Удмуртской Республики Александр Волков, а также генеральный директор агрохолдинга «КОМОС ГРУПП» Андрей Шутов. С докладом Андрея Шутова можно познакомиться, скачав презентацию: Скачать презентацию

А.В. Шутов, генеральный директор ООО «КОМОС ГРУПП»

Текст выступления на пресс-конференции «Почему с прилавков исчезает отечественное молоко? Молочное животноводство России: проблемы, перспективы, региональный опыт». Москва, 07.11.2013 г.

Характеристика молочного рынка в целом в РФ и в нашей сырьевой зоне в частности

Агрохолдинг «КОМОС ГРУПП» работает на федеральном молочном рынке и поставляет продукцию в 53 региона РФ. Наш сырьевой рынок — это Удмуртия, Кировская область, Татарстан, Башкортостан и Пермский край. Ежегодно мы перерабатываем 300 000 тонн молока, из них примерно 32 000 тонн молока производим сами. Ситуацию в молочной отрасли в целом по РФ я бы назвал крайне непростой. Начнем с того, что Россия в принципе делает мало молока: согласно данным отчетности, производится 32 млн тонн, но на переработку поступает только половина, вторая половина якобы производится и тут же потребляется в личных подсобных хозяйствах. Причем динамика в целом по России резко отрицательная — по данным Росстата, в 1991 году в России было 14, 8 млн коров в сельхозорганизациях и 5,7 в личных подсобных хозяйствах, всего 20,5 млн. По итогам 2012 года цифры таковы: 3,6 млн в сельхозорганизациях и 4,3 в личных подсобных хозяйствах, всего 7,9 млн коров. Правда, серьезно выросла средняя продуктивность.

У нас в Удмуртской Республике ситуация принципиально лучше — мы не падаем по производству молока, а растем. Главный секрет и ресурс нашего успеха — инвестиции в современные технологии и рост сырьевой базы в Удмуртии.

Драйверы молочной отрасли

Главный негативный фактор — рост цены на молоко сырье. Дефицит молока в стране такой, что впервые за много лет не было сезонного летнего снижения цен, напротив, цена начала расти с июля и в настоящий момент находится в вилке 20-22 рубля, ждем 23. Для селян, конечно, это неплохо, с учетом их убытков от очередной засухи, серьезно подрубившей кормовую базу. Но для конечного потребителя это оборачивается очень высокой, неприемлемой ценой на полке, поэтому мы видим очень негативную тенденцию — снижение объемов потребления, замена качественных молочных продуктов на молокосодержащие, использование разного рода заменителей и наполнителей. Наглядный пример — апрельская проверка Россельхознадзора в Санкт Петербурге, когда проверяли творог и выяснили, что он на 50% фальсифицированый.

Спрос на дешевую молочную продукцию покрывается импортом, а на цельномолочную линейку — за счет использования сухого молока и пальмового масла. Импорт очень активен: по данным Россстата, в Россию ввезено 8,2 млн тонн молочной продукции, в то же время некоторые эксперты оценивают объем импорта в 9,5 млн тонн, что вполне себе сопоставимо с цифрой в 13,5 млн тонн российского молока, поступающего на переработку. Мы видим, что импорт скоро приблизится к 50% рынка, тогда как по доктрине продовольственной безопасности эта цифра должна составлять не ниже 85%.

Мы в Удмуртии уверенно решаем задачу продовольственной безопасности. По данным Министерства торговли Удмуртской Республики, в общем объеме продаж доля местной продукции составляет:

— по мясу животному-90%

— по яйцам-86%

— по цельномолочной продукции-84%

— по маслу животному-79%.

Это является одним из лучших показателей в России. Немаловажную роль в достижении такого успеха играет развитие в регионе своих брендов, которым население доверяет и которые любит, некоторые из них уже переросли в федеральные. Примером является бренд «Село Зеленое».

Риски отмены квот на производство молока

Вступление в ВТО несет новые риски. Напомню, через полгода в апреле 2014 истекает срок отмены добровольного ограничения производства молока в странах ЕС, введенного в 1984 году на тридцатилетний срок. В большинстве развитых европейских стран имеется достаточный потенциал, чтобы увеличить производство молока в несколько раз. Тому, кто видел, допустим, поля Тосканы или поля под Лионом, не надо это объяснять. Зерновые — стеной, подсолнечник — стеной. Средняя урожайность зерновых во Франции 73,2 центнера с гектара, у нас 19,3. При этом Франция собрала зерновых 68,5 млн тонн при посевной площади 9,4 млн тонн, у нас в России посевная площадь 46,1 млн га, а средний урожай за последние пять лет 86,3 млн тонн.

Инвестиции в обучение персонала

При этом интересно, как те же французы, а именно «Данон» инвестируют серьезные деньги в Тюменскую область, в том числе и в сырьевой сектор. Очень важным моментом является наличие учебно — консультационных программ типа «Молочная бизнес академия», где производители молока сырья могут обучать своих специалистов.

Наша давняя мечта — создать в регионе учебно-консультационный центр совместно с серьезной компанией, например «ДеЛаваль» с возможностью практического обучения специалистов. Любые серьезные инвестиции в оборудование и технологии должны сопровождаться инвестициями в обучение персонала, одно без другого просто не работает.

Инвестиции и эффективность

Мы за последние 5 лет инвестировали в молочный сектор порядка 1,5 млрд рублей, это дало нам рост объемов на 40 %. В условиях вступления в ВТО главное даже не объемы, а эффективность производства и продаж. Основными направлениями инвестирования были комплексная переработка сырья, у нас теперь практически безотходная технология.

Все производственные площадки специализированы на своих видах продукции, а именно — сыры, сухие молочные продукты, включая сыворотку, творог, мороженое, масло, цельномолочная продукция, в том числе сделанная по технологии ультрапастеризации.

Завершает цикл современный логистический комплекс и автопарк на базе автомобилей МАN с рефрижераторами, чтобы продукция попадала к потребителю с гарантированным качеством.

Необходимость внедрения долгосрочной программы по поддержке отрасли

Я видел много современных производств в Европе и отчетливо понимаю, что наши инвестиции далеко не закончены, что для того чтобы достичь современного европейского уровня, нам еще вкладывать и вкладывать, учить и учить персонал.

Чтобы бизнес продолжал делать эти инвестиции, требуется долгосрочная система государственной поддержки отрасли, с предсказуемыми условиями. Всем известна ситуация по инвестиционным субсидиям, которых не хватает на все инвестпроекты. Об этом недавно говорил премьер Дмитрий Медведев в Воронеже.

Считаю необходимым заключать долгосрочные инвестиционные соглашения по схеме инвестор — регион-федерация. Инвестор обязуется вложить деньги, создать рабочие места, налоговую базу. А субъект федерации и Министерство сельского хозяйства РФ должны вести федеральный реестр инвестиционных проектов и гарантировано обеспечивать инвестора субсидиями.

Другой, даже более желаемый вариант — Россельхозбанк по примеру Внешэкономбанка должен стать институтом развития, отбирать хорошие проекты и финансировать их на долгосрочной основе под европейские 2–3% годовых.

Уверен, в отрасли есть сильные кадры, есть огромный рынок, есть куда расти в плане импортозамещения, может быть, и до экспорта доберемся. Экспортируем же мы сухое молоко и сыворотку, кто знает, может быть, экологически чистые молочные продукты из глубинки, где не любят слово ГМО, найдут свое место на европейском рынке!

Контактная информация пресс-службы +7 (3412) 90 50 07 +7 (3412) 90 50 17 press@komos.ru