Ваше сообщение отправлено

Поиск

Бизнес и власть: налоговый диалог

25.12.2013

В зеркале мирового опыта

— Андрей Васильевич, как известно, выбор той или иной системы налогообложения оказывает большое влияние на темпы роста, на общее состояние экономики. Как вы оцениваете эффективность налоговой политики российских властей?

— Конструкция российской системы налогообложения сегодня такова, что налоговые стимулы сведены к минимуму или же они установлены на таких условиях, что ими крайне трудно воспользоваться.

— Как можно оценить государственный подход к проблеме и отношение к ней бизнеса? Существуют ли точки соприкосновения этих позиций?

— В 90-х, как писал-оправдывался тот же Михаил Ходорковский, многие предприниматели воспринимали налоговые законы как азартную игру. Для них заманчивой целью было обыграть государство с соблюдением формальных правил и, невзирая на здравый смысл, не заплатить причитающиеся налоги. Тогда и возникла лукавая формулировка: оптимизация налоговых платежей. Наиболее авторитетные в мире аудиторы, так называемая «большая аудиторская четвёрка», вообще на постоянной основе только в России проводила семинары по оптимизации налогов. Долго продолжаться такое не могло, и многим государство в результате дало по рукам. В том числе и такому крупному «игроку», как Ходорковский.

Законодатель среагировал — налоговая оптимизация стала приравниваться к налоговым преступлениям и стала доминировать такая точка зрения: чем ровнее налоговое поле и чем меньше возможностей для налогового манёвра — тем лучше.

Те немногие предусмотренные законодательством возможности платить на законных основаниях меньше налогов при реализации новых инвестиционных проектов на их начальной стадии пресекаются фискальными органами. Теперь уже налоговые инспекторы постоянно думают, как бы по формальным правилам обыграть начинающих предпринимателей, и, невзирая на здравый смысл, отозвать предусмотренные законодателем и причитающиеся бизнесу налоговые льготы.

— Вы можете привести примеры таких неконструктивных игр налогового ведомства и бизнеса?

— Все мы помним кризис 2008-2009 года, тогда объём производства в России упал на 8%, инвестиции на 15%. Так вот наше предприятие «Сарапул-молоко» тем не менее в то время начало реализовывать инвестиционный проект. Правительство Удмуртии проект поддержало, дав временную льготу по налогу на прибыль именно по этому проекту, резонно полагая, что не будет проекта, не будет и будущих налогов от него. Предприятие инвестиции осуществило, производство запустило, рабочие места создало, но объём реализации благодаря кризису оказался ниже, чем было заложено в бизнес-плане. В это время российское правительство, понимая проблемы производства, поддерживая системообразующие предприятия, приняло пакет антикризисных мер, направленный на снижение налогового бремени, президент лично выезжал в Пикалёво. К сожалению, местная налоговая инспекция заняла другую позицию. По формальному признаку — недовыполнение бизнес-плана по выручке она отменила предприятию налоговую льготу по проекту, данную Правительством Удмуртии, несмотря на мнение профильных министерств, и взыскивает налоги в полной мере.

— Бездушный формализм какой-то получается! Андрей Васильевич, российский бизнес традиционно жалуется на чрезмерность проверочных и контрольных процедур, которые сопровождают взаимоотношения предпринимателей и представителей власти. Что-то здесь меняется или всё остаётся по-прежнему?

— Налоговых льгот немного, но и оставшиеся обставлены таким огромным количеством условий, каждое из которых должно быть подтверждено неразумным количеством всевозможных документов. Поэтому использовать эти льготы не только затруднительно, но и крайне рискованно. Но подозрительность и неясность условий — это полбеды, настоящая беда в том, что опыт подсказывает: вся энергия налоговых органов направлена на то, чтобы доказать: ты добивался этих льгот, преследуя неправедные цели, хотя налоговый кодекс прямо говорит, что неустранимые сомнения трактуются в пользу налогоплательщика. Контролёры сознательно понимают налоговые стимулы как подачки, как нежелательные вычеты из доходов бюджета. Хотя наоборот, надо рассматривать их как способ расширения налоговой базы за счет вызванного ими роста экономической активности.

— У нас в Удмуртии ситуация с налоговыми льготами чем-то отличается от общероссийской?

— Радует то, что удмуртские законодатели понимают стимулирующую роль региональных налогов и делают всё для того, чтобы такие стимулы поддерживали ускорение темпов экономического роста, способствовали выводу налогооблагаемой базы из тени, содействовали увеличению доли «длинных» инвестиций. Каждый год в Госсовет Удмуртии вносятся предложения по снижению налогового бремени, подавляющего рост экономики, и наоборот — усиливают стимулирующие элементы в налогах. Ведь понятно, что рост налогов — это хорошо, тем не менее их опережающий рост над ростом производства рано или поздно сломает бизнес. Мне очень не нравится соотношение индексов роста сборов налогов и роста производства в последние годы. Посмотрите, налоги в бюджет Удмуртии выросли в 2012 году на 14%, в 2013 году ещё на 11%. А рост производства составил 2,6% в 2012 году и всего 1,7% в этом. Пяти- и шестикратный разрыв рано или поздно приведёт к кризису, от которого пострадаем все мы. Недаром уже сейчас половина предприятий Удмуртии занимаются ничем иным, как торговлей и арендой недвижимости. Норматив обеспеченности населения торговыми площадями превышен в Удмуртии в два раза. При среднем нормативе в 471 квадратный метр на тысячу жителей республика фактически достигла цифры в 750 квадратных метров. Вот к чему приводит политика налоговых органов, основанная на палочной системе: больше налогов, больше штрафов, больше пеней. Как-то раз я видел страусиную ферму. Подъеденное до глины поле и несколько сотен пар голодных глаз. Когда они меня увидели, я ощутил себя желанной едой. Нельзя подъедать налоговое поле до глины, надо дать траве расти. При приходе налогового инспектора предприниматель не должен ощущать себя едой.

Президент предлагает решение

— Андрей Васильевич, как вы оцениваете экономическую часть выступления Владимира Путина 12 декабря?

— Я бы хотел отметить две интересные новации, прозвучавшие в Послании Президента Федеральному Собранию.

Во-первых, региональные власти смогут предоставлять двухлетние налоговые каникулы новым малым предприятиям, работающим в производственной, социальной и научной сферах. Это предприятия завтрашнего дня, сегодня их просто нет, и такие каникулы не повлекут за собой выпадающих до- ходов бюджета. Совсем наоборот: при создании условий для таких предприятий в казну поступят но- вые доходы.

Вторая новинка — внедрение единого федерального портала, который будет отслеживать каждую проверку: кто её инициировал, в отношении кого она проводилась, какие мотивы имелись у проверяющего органа и, самое главное, какие результаты получены в ходе этой проверки.

Таким образом, в случае неправо- мерного преследования вопрос ответственности чиновников будет решаться справедливо. Законодатели ряда регионов вышли в Госдуму с законопроектом в целях нормативного упорядочения вопросов, касающихся индивидуальной ответственности должностных лиц налоговых органов за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия этих должностных лиц.

— К чему приведёт реализация таких предложений?

— При должном исполнении этих поручений главы государства нас ждёт органичный рост собираемости налогов, вызванный усилением экономической активности. Но мало усилий законодателя как федерального, так и региональных, важно, чтобы налоговые органы на местах озаботились благоприятной налоговой средой, что предполагает умеренную фискальную нагрузку, непредвзятых контролёров, наличие налоговых стимулов роста. Результат мы увидим в цифрах роста производства: он не будет отставать от роста налогов, как сейчас, в шесть раз, а будет равен ему. А также увидим это в реальности: появляться будут новые заводы, а не новые торговые центры.

Cookies. Пользуясь нашим сайтом, Вы соглашаетесь на использование наших cookies.

Узнать больше
Контактная информация пресс-службы +7 (3412) 90 50 07 +7 (3412) 90 50 17 press@komos.ru