Ваше сообщение отправлено

Поиск

Интервью Артёма Белова, исполнительного директора Национального союза производителей молока, для корпоративного издания ООО "КОМОС ГРУПП"

26.12.2017
Интервью Артёма Белова, исполнительного директора Национального союза производителей молока, для корпоративного издания ООО

В декабре состоялась знаковая встреча руководства Удмуртской Республики и агрохолдинга «КОМОС ГРУПП» с представителями Национального союза производителей молока, в ходе которой стороны достигли договоренностей по ряду ключевых вопросов. После мероприятия Артем Белов, исполнительный директор Союза, любезно уделил несколько минут «Нашей Газете».

«Наша Газета»: Чем было вызвано создание «Союзмолока» и какие потребности производств эта организация сейчас покрывает?

А.Б.: «Союзмолоко» был создан десять лет назад. Организация объединяет 70% переработчиков молока в Российской Федерации – производителей сырого молока: фермеров, компаний, агрохолдингов и крупнейших инвесторов, переработчиков в молочном секторе – как российских, так и иностранных. В Союзе состоят такие известные молочные компании как, например, «ЭкоНиваАгро», «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН», «DANONE», Valio, а также региональные отраслевые ассоциации – Ивановская ассоциация, «Кубаньмолоко», куда входит и тот же Агрокомплекс им. Ткачева. Мы консолидируем общую позицию отрасли по важнейшим вопросам. Основная наша задача – отстаивание интересов российского бизнеса, российских производителей в органах государственной власти. Приведу пример. Два года назад была разработана комплексная Программа развития молочной отрасли до 2020 года, которая подразумевала увеличение производства молока, развитие сырьевого сектора и переработки. Эта программа практически в полном объеме была принята на уровне Министерства сельского хозяйства и вошла в одну из подпрограмм в рамках государственной программы. Возмещение прямых понесенных затрат, капексов, которые сейчас получают молочники – это одна из составляющих той программы. Так как мы глубоко понимаем вопросы, которые происходят на российском и мировом рынках, то мы активно оказываем информационно-аналитическую поддержку членам нашего Союза для того, чтобы в своей ежедневной управленческой деятельности они принимали правильные решения. Это тоже отдельный большой блок работы: мы даем аналитику, проводим мероприятия, в рамках которых обсуждаем актуальные вопросы. Кроме того, оказываем консультационные услуги, если это интересно компании, в сфере стратегии, управления бизнесом, реализации инвестиционных проектов, привлечения инвестиций и т.д.

«Наша Газета»: По какому принципу происходит вступление компаний в организацию?

А.Б.: Компании, желающие присоединиться, подают нам заявку, правление Союза принимает решение о принятии или непринятии. Они платят членские взносы и пользуются теми привилегиями, которые получают члены Союза. Критериев выбора, например, таких, как обороты компании или численность сотрудников, у нас нет. Это может быть как небольшое фермерское хозяйство, так и агрохолдинг.

«Наша Газета»: Существуют ли аналоги Союза за рубежом?

А.Б.: Да, конечно. Во всем мире есть аналоги отраслевых объединений, более того, в разных странах они играют очень разные роли. Например, Союз животноводов Франции – одна из ключевых организаций в этой стране, которая занимается лоббированием интересов производителей сырого молока. Фактически ни одно решение во Франции не может быть принято без согласования со стороны этой ассоциации. Это более жесткая форма, чем в России. Мы действуем как общественная организация, которая пытается государству донести позицию отрасли. И государство само решает, прислушаться ему к нам или нет. Так как позиция наша в основном конструктивна, мы не просим невозможного и предлагаем реально реализуемые решения, которые дают реальные эффекты – то государство обычно к нам прислушивается.Но не всегда. Есть вопросы, в которых мы и государство спорим. Например, внедрение электронной ветеринарной сертификации. У нас есть вопросы по внедрению этой сертификации на готовую молочную продукцию, которая сейчас не подлежит вообще никакой сертификации. Но это дискуссия, в которой в конечном итоге должна рождаться истина. В некоторых странах позиция союзов гораздо более значима, в той же Франции или Северной Америке. Наша позиция нас тоже сейчас устраивает, но мы надеемся, что государство больше будет прислушиваться к бизнесу, потому что государство создает правила, по которым действует бизнес. Правила должны быть интересными для того чтобы бизнес развивался, а инвесторы приходили в сектор. Не только в молочную отрасль, а в целом в сельское хозяйство или в экономику страны.

«Наша Газета»: Кардинально ли отличаются подходы российских и зарубежных властных структур в отношении, скажем, льготного кредитования аграриев или внедрения стандартов в отрасли?

А.Б.: Действительно, есть достаточно серьезные отличия. Даже регуляторные инструменты отличаются очень сильно, например, как это ни парадоксально, в России в части готовой пищевой продукции одни из самых жестких требований в мире по целому ряду позиций. Например, требования в отношении сертификации, регистрации ветеринарных препаратов. В этом смысле мы стоим на страже интересов производителей и потребителей. Если мы говорим о государственной поддержке, то здесь тоже есть отличия, в том числе в молочном секторе. Северная Америка – это одни механизмы поддержки, Европа – другие, Россия – третьи. Всё зависит от того, в каком жизненном цикле находится сектор. Тот путь, который проходит сейчас молочный сектор РФ – путь активных инвестиций, некоторые страны мира, которые являются лидерами на молочном рынке, прошли в 50-60-е годы, когда за счет современных технологий и генетики резко увеличилась продуктивность.Со стандартных 3-4 тонн на корову к 8-9 тысячам, и сейчас средний надой в Штатах – порядка 10-11 тысяч, а в Израиле – 12 тысяч. Разные механизмы поддержки отрасли объясняются разными фазами развития, которые проходит отрасль. Сейчас развитые страны больше переходят к регуляторным механизмам: страхование цены, урожая; механизмы, связанные с регулированием рынка через механизмы интервенции, социальных закупок, социальной помощи и так далее. Это гораздо более тонкие настройки. Мы не отстаем, просто в соответствии с той стадией развития, в которой находится российское сельское хозяйство, и молочная отрасль в частности, есть другие механизмы, которые для нас более действенны. Но при этом уже сейчас мы понимаем, что регуляторные механизмы в России должны использоваться гораздо более активно. Вот мы говорим о том, что для поддержания доходности необходимо более динамично использовать интервенцию. Это то, на чем мы настаиваем и для чего Союз приготовил нормативно-правовую базу и взаимодействует с Минсельхозом. Это не прямые субсидии, которые даются производителю. Постепенно поддержка трансформируется. Думаю, в новой госпрограмме, которая стартует с 2020 года, мы увидим изменения.

«Наша Газета»: Можете ли Вы дать характеристику потребительского поведения жителей современной России? Я имею в виду потребление молочной продукции.

А.Б.: Здесь есть несколько трендов. Первый важнейший тренд – это падение спроса на молочную категорию на протяжении последних четырех лет. Это связано с падением реальных располагаемых доходов населения. Молочная категория очень чувствительна к цене, и, естественно, падение доходов сказывается на объемах потребления. Тогда возникает вопрос: почему, несмотря на это, активно росло производство? Это связано с тем, что после введения в 2014 году санкций и фактически двукратного ослабления рубля сложилась такая ситуация: те, кто попал под санкции, ушли с рынка, но те, кто под санкции не попал, ушли с рынка из-за слабого рубля. В результате на рынке образовалась потребительская ниша объемом примерно 20%, которую в последние три года активно заполняли производители России. Росло производство сыра, сырных продуктов, сливочного масла, немного увеличилось производство сухого молока, кисломолочной продукции и так далее. Сейчас этот эффект исчерпан, и мы видим другую тенденцию: при сокращении спроса стагнирует производство, и при этом меняется структура потребления. Потребители выбирают более доступные, более простые продукты: это традиционная цельномолочная, кисломолочная продукция и продукты – заменители молочных жиров, которые позволяют продукцию удешевить: спреды и сырные продукты. Изменения на рынке возможны только в том случае, если мы вернемся к устойчивому росту экономики и росту доходов населения.

«Наша Газета»: Вы были на многих предприятиях отрасли, в том числе и на предприятиях агрохолдинга «КОМОС ГРУПП». Как бы Вы оценили производство и продукцию?

А.Б.: У вас прекрасная продукция – натуральная и очень вкусная. Я могу сказать, что предприятия «КОМОС ГРУПП» – одни из лучших, которые есть в России. Компания очень амбициозная и, по-моему, имеет очень хороший потенциал с точки зрения экспансии как на территории России, так и на рынки Дальнего Зарубежья. К этому есть абсолютно все предпосылки: грамотная команда с четким пониманием экономики и дальнейшего движения, отличные продукты, современное производство, поэтому усилия, которые сейчас прикладываются со стороны руководства и сотрудников компании, я уверен, дадут результаты, и амбициозные цели, которые компания перед собой ставит, однозначно будут реализованы.

Cookies. Пользуясь нашим сайтом, Вы соглашаетесь на использование наших cookies.

Узнать больше
Контактная информация пресс-службы +7 (3412) 90 50 07 +7 (3412) 90 50 17 press@komos.ru