Большое интервью управляющего акционера агрохолдинга "КОМОС ГРУПП" Андрея Шутова информационному порталу Dairynews

26.03.2021
DN: Коснулись ли антироссийские санкции Евросоюза и США напрямую предприятий, входящих в группу компаний?

АШ: В этом году мы будем отмечать семилетие с момента введения продовольственного эмбарго против стран, которые применили и поддержали антироссийские санкции. С одной стороны, можно сказать, что российские сельхозпроизводители от этого выиграли: время показало, что санкции и принятые государством контрмеры не только способствовали притоку инвестиций в отечественный АПК, росту объемов собственного производства, но и привели к сокращению доли импорта и даже позволили нам выйти на внешние рынки. Это послужило стимулом для развития предпринимательства: и крупные и мелкие предприятия постарались замещать импортные продукты питания, которые пользовались спросом у потребителей. Уже к 2017 году Россия обеспечила выполнение показателей доктрины продовольственной безопасности по большинству видов сельхозпродукции. Очень многие «санкционные» товары мы научились делать самостоятельно – тот же пармезан, к примеру. Более того, мы наблюдаем заметный рост качества многих российских продуктов.

С другой стороны, любые санкции очень сильно влияют на курс национальной валюты, что в свою очередь отрицательно сказывается на формировании себестоимости продукции. В России все еще сохраняется существенная зависимость от импортного сырья, так как большое количество номенклатур и товаров производятся только за рубежом. К таким категориям относятся ветеринарные препараты, 90% которых завозится из-за границы, компоненты для производства комбикормов, семена, племенной материал и все, что связано с генетикой сельскохозяйственных животных и птицы. Основная масса упаковки для производства продуктов питания также имеет европейские корни, не говоря уже о специализированном оборудовании и запчастях к нему. Поэтому снижение национальной валюты фактически на 60% привело к увеличению себестоимости, и как следствие – сказалось на отпускных ценах и росте продовольственной инфляции.

Несмотря на то, что средний уровень инфляции сегодня оценивается в 4-5% и правительство принимает меры для ее сдерживания, мы понимаем – этот год станет переломным, поскольку эксперты прогнозируют, что продовольственная инфляция к концу года перешагнет порог в 10%. И если регулятивные меры будут заключаться только в сдерживании розничных цен и, как следствие, отпускных цен, это неизбежно приведет к уходу с рынка достаточно большого количества мелких и средних предприятий, производящих продукты питания.

DN: Ранее Вы говорили, что в качестве экспортных рынков для своего бизнеса видите, в первую очередь, страны СНГ и, возможно, Вьетнам. Почему выбраны именно эти направления?

АШ: Несмотря на множество ограничений, которые в прошлом году сократили возможности экспорта, Россия впервые стала нетто-экспортером и получила рекордные доходы от поставок – 30,7 млрд долларов. О том, что 2020 год – первый год с положительным внешнеторговым сальдо, когда экспорт отечественной продукции АПК превысил импорт аналогичной продукции, сообщила в начале марта и замминистра Минсельхоза РФ Оксана Лут.

Поэтому текущая ситуация открывает для нас новые возможности. Развитие экспортного потенциала мы видим в качестве одного из перспективных стратегических направлений. Действительно, в ближайшие пять – десять лет мы рассматриваем в качестве экспортных рынков страны СНГ, так как они традиционно являются основными покупателями российской молочной продукции. В первую очередь это связано с тем, что наши культуры потребления имеют много общего, а также с тем, что, попадая в благоприятный потребительский климат, наша продукция получает в этих странах положительные отзывы. В долгосрочной перспективе мы делаем ставки на страны Азии (Китай, Вьетнам, Монголию) и страны Ближнего Востока (ОАЭ, Оман, КСА, Иордания и т.д.).

Азиатские страны обладают огромным экспортным потенциалом: из 30-ти крупнейших городов мира 21 расположен в странах Азии! В последние несколько лет они переживали мощный экономический подъем, что привело к значительному повышению уровня жизни населения, а, следовательно, к количеству человек со средним и высоким доходом. Конечно, нам, как производителям продуктов питания, этот факт чрезвычайно интересен – именно поэтому мы активно развиваем азиатское экспортное направление.

Что касается стран Ближнего Востока, то их выбор также в той или иной мере обусловлен географическими особенностями: численность населения этих стран за последние 20 лет увеличилась почти на 50%, в то время как большая часть территории считается малопригодной для сельскохозяйственной деятельности. Таким образом эти страны сильно зависят от импорта продовольствия. И в том, что такая потребность существует, мы смогли лично убедиться в ходе визитов нашей делегации в Дубай. Это очень перспективное экспортное направление.

DN: Китай, который борется с США за лидерство в мировой экономике, сегодня является весьма перспективным рынком сбыта продовольствия. Как отечественные производители могут завоевать этот рынок?

АШ: Китай – самый большой и в то же время самый капризный из всех мировых рынков. Он развивается чрезвычайно быстро, причем это касается почти всех бизнес-направлений.

Несмотря на это, Китай нуждается в дополнительном продовольствии. Но, чтобы зайти – и, тем более, чтобы укрепиться хотя бы на небольшой доле этого рынка, недостаточно просто захотеть – необходимо обладать уверенностью в сделанном выборе, чтобы шаг за шагом завоевывать полку с молочной продукцией. Китайцы известны особыми предпочтениями в том, что касается еды; они избалованы, любят все необычное, им сложно угодить. Любой продукт необходимо готовить к продаже в китайских магазинах, и готовить очень тщательно. Это долгосрочный проект, который нуждается в огромных ресурсах. Он подарит вам ощущение мирового лидерства, но прежде вы должны пройти массу препятствий от разочарования и упорной борьбы до первого запуска системных продаж.

Наш путь на рынок Китая был нелегок: китайцы очень щепетильно относятся к завязыванию личных контактов, к деловым отношениям, и следует быть готовым к тому, что заключение контракта может растянуться не на дни, а на месяцы. Эта нация прошла непростой, но стремительный путь экономического развития, поэтому они очень скрупулезно относятся и к формированию цены, и к оформлению документации, и порой идут напролом, чтобы добиться выгодных для себя условий.

DN: На ваш взгляд, насколько перспективным может стать выход на китайские маркетплейсы?

АШ: Запуск онлайн-продаж через зарубежные маркетплейсы является необходимым этапом развития на любом рынке. Такая форма взаимодействия с потребителем становится всё более популярной за счет того, что позволяет за незначительный период времени охватить достаточно широкую аудиторию потребителей, не имеет географических или временных рамок.

Также огромным преимуществом маркетплейсов является возможность представить большое количество наименований товара, сократить складские расходы и фонд оплаты труда, снизить издержки, уйти от необходимости закупок, формирования заказа, так как всё это уже является ответственностью владельца маркетплейса. Именно поэтому выход на зарубежные, в том числе, и китайские маркетплейсы, несомненно, является для нас привлекательным. Что касается представленности в маркетплейсах молочной продукции, то этот процесс осложняется ветеринарным надзором, который осуществляется с обеих сторон и требует особого подхода в организации логистики.

Тем не менее, сейчас мы прорабатываем варианты сотрудничества с китайским гигантом Alibaba Group, запуск которого возможен уже в 2022 году.

DN: Псевдороссийские товары, сделанные по нашим рецептам и технологиям, очень быстро в Китае заменяют импорт. Реально ли в таких условиях конкурировать с китайским «импортозамещением»?

АШ: Действительно, одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются зарубежные экспортеры в Китае – это защита бренда и других вариантов интеллектуальной собственности, а также огромное количество поддельной продукции. Всё, на чем китайцы теоретически могут заработать, они в состоянии подделать. Многие компании – не только отечественные, но и западные, и американские – в начале своей деятельности на этом рынке столкнулись с ситуацией, когда не могли отсудить собственный товарный знак, потому что у него уже есть правообладатель. Фальсификат импортной продукции является особенностью китайского рынка, так как такая продукция значительно дешевле оригинала. С другой стороны, китайские потребители уже оценили оригинальные вкусы тех или иных продуктов, и тоже стремятся себя защитить. Существует множество инструментов подтверждения подлинности продукции, в том числе флагманские онлайн-магазины, которые позволяют идентифицировать продукт на полке супермаркета.

Конкурировать в таких условиях сложно, но возможно: необходимо обезопасить себя с нескольких сторон и предложить китайским покупателям то, что они готовы купить: заранее озаботиться вопросами защиты интеллектуальной собственности, продумать все варианты развития событий, разработать уникальное торговое предложение, поработать над упаковкой, дизайном, вкусовыми свойствами продукта, адаптировать его под специфические потребности покупателей и т.д.

DN: С 21 по 25 февраля этого года, впервые с начала пандемии, по приглашению РЭЦ специалисты КГ приняли участие в выставке GULFOOD, которая прошла в Дубае. Как всё прошло?

АШ: Мы принимали участие в Международной выставке GULFOOD-2021 уже второй раз, по приглашению и в составе Российского экспортного центра (РЭЦ). Мероприятия, подобные GULFOOD, дают нам возможность изучить специфику рынка, на котором мы хотим быть представленными. Благодаря усилиям коллег из Министерства сельского хозяйства РФ выставка прошла на высоком уровне, был организован ряд B2B и B2G встреч. В результате совместной работы были достигнуты договоренности о пилотных поставках молочной продукции в ОАЭ. Состоялись контакты с торговыми партнерами из стран Африки, а также Кувейта, Ирака и Пакистана. В данный момент мы уже получаем запросы на нашу продукцию и ведем активные переговоры о ее поставках. DN: Как изменились показатели экспорта Комос Групп в 2020 году?

АШ: В 2020 году отгрузки экспортной продукции КГ в зарубежные страны – Китай, Монголию, Казахстан, Армению, Беларусь, Узбекистан и Таджикистан – выросли более чем в 10 раз.
Действительно, за сравнительно небольшое время нам удалось значительно расширить список стран, в которые мы отправляем продукцию на экспорт. Основную роль в этом сыграл наш флагманский субхолдинг по переработке молока – «МИЛКОМ». На сегодняшний день мы отправляем продукцию уже в восемь стран – восьмой стали Соединенные Штаты Америки, куда мы отгрузили 10 тонн молока и сливок в начале этого года.

Конечно, в пандемию все экспортеры сталкивались с вынужденными ограничениями, с финансовой «просадкой» в каком-либо бизнес-направлении. У агрохолдинга широкий профиль деятельности, много направлений, и в случае неустойчивости какого-либо из них нам удается компенсировать ситуацию за счет другого. Такой подход дает нам уверенность в положительном приросте по всем финансовым показателям и способность оставаться «на плаву» в неблагоприятных экономических условиях.

DN: За последнее время предприятия группы отгрузили пилотные партии ультрапастеризованного молока в США и Узбекистан. При этом продукцию пришлось специально производить для экспорта в связи с особенностями законодательства этих стран. Является ли это препятствием, которое может затормозить для холдинга экспансию на внешние рынки?

АШ: Соблюдение законодательства стран-импортеров – необходимое условие поставок, и конечно, прежде чем начать отгрузки в ту или иную страну, специалисты профильных подразделений «КОМОС ГРУПП» анализируют требования к продукции на этапе согласования спецификаций к контракту. Эта работа необходима для ведения дел абсолютно на любом зарубежном рынке, так как у каждой страны свои требования, нормативные акты, особенности документооборота.

Наша продукция отвечает требованиям качества и пищевой безопасности, основанным на международных стандартах: внедрена и поддерживается система анализа рисков HACCP. Кроме того, предприятие «Сарапул-молоко» сертифицировано по FSSC 22000, требования которой признаются и соответствуют требованиям FDA USA – управления по контролю качества продуктов Соединенных Штатов Америки. Поэтому серьезных изменений, кроме маркировки на языке страны-импортера, не требовалось.

Конечно, первые наши экспортные поставки были связаны с большими, по сравнению с последующими, трудозатратами по оформлению первичных документов, – как и пилотные партии, поставляемые в каждую новую страну. Усиленный контроль уже вошел в привычку и стал частью производственной практики. Это не является препятствием для работы холдинга на внешних рынках, а, скорее, является неотъемлемой частью нашей повседневной деятельности.

DN: Птицефабрика «Вараксино» сотрудничает с McDonald’s. Как удалось войти в сеть поставщиков этой компании?

АШ: С компанией McDonald’s мы начали сотрудничество в 2019 году, начав поставлять в сеть быстрого питания яйца с птицефабрики «Вараксино». Войти в круг поставщиков McDonald’s не так просто: у компании очень жесткие требования к условиям производства, поставке и качеству продукции, а договор обязательно предполагает не только ежегодные аудиты, но и внеплановые проверки, к которым предприятие должно быть готово в формате 24/7. На предприятиях поставщика должна быть внедрена система оценки рисков ХАССП. Конечно, мне приятно говорить о том, что все аудиты и проверки «Вараксино» успешно проходило, а значит, наше предприятие отвечает всем мировым стандартам качества и безопасности продукции. Это дает нам основания надеяться на дальнейшее успешное сотрудничество с McDonald’s.

DN: Является ли, по-Вашему мнению, увеличение доли экспорта в общем объеме поставок необходимым условием, без которого невозможно дальнейшее развитие крупной агропромышленной корпорации?

АШ: Я считаю, что успешная компания не должна останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно ставить себе новые цели, «поднимать планку», чтобы не закостенеть на определенном этапе своего развития. Выход на экспортные рынки был, возможно, несколько амбициозной, однако вполне реальной целью «КОМОС ГРУПП», и сегодня в нашей «экспортной копилке» уже восемь стран. Это перспективное направление, которое мы планируем и дальше активно развивать: в соответствии с нашим бизнес-планом доля экспорта в общем объеме продаж будет постоянно наращиваться. Это является необходимым условием, позволяющим диверсифицировать риски, достичь максимальной экономической эффективности и обеспечить устойчивое развитие агропромышленного холдинга.


Материал подготовлен при участии пресс-службы «КОМОС ГРУПП»

Подробнее читайте на © DairyNews.ru https://www.dairynews.ru/interview/intervyu-s-andreem-shutovym-upravlyayushchim-aktsi434.html